Доктор Dominique-François Gazielly

Специалист Ортопедической Хирургии

Доцент Университета Шанхая Тиа Тонг

Операции на плече

1. Анестезия и контроль послеоперационной боли.

Мы проводим все операции на плече, независимо от способа, артроскопическим или «открытым методом», под общим наркозом. Мы не используем при этом местную анестезию межлестничных мышц.

mobilisation post-opératoire immédiate

Непосредственно послеоперационные боли хорошо снимаются с помощью обезболивающих препаратов. Для некоторых пациентов с повышенной болевой чувствительностью можно использовать помпу с морфином. Но по нашему опыту, лучше всего успокаивает послеоперационную боль прежде всего пассивная мобилизация сустава плеча немедленно после операции в сочетании с криотерапией (пакеты льда на плече).

Пациенты, прооперированные методом артроскопии, а не "открытым методом", теоретически могут вернуться домой вечером в день операции после проведения физиотерапевтом первого занятия по пассивной мобилизации оперированного плеча. Это то, что называется амбулаторной хирургией. Но на практике мы предпочитаем оставить пациента в больнице на ночь или даже на 2-3 дня, если он пожилой или живет один. Две сессии пассивной мобилизации оперированного плеча, утром и вечером, затем особые упражнения выполняются с физиотерапевтом в нашем плечевом отделении, а также упражнения на пассивную мобилизацию, которые пациент выполняет самостоятельно четыре раза в день (см. раздел "Реабилитация"). Между терапевтическими сеансами к оперированному плечу прикладываются пакеты со льдом.

Пациенты, прооперированные "открытым способом", остаются в нашем отделении плеча в среднем четыре дня после операции на нестабильность у спортсменов и 7 дней после имплантации общего плечевого протеза. Как и после артроскопической операции на плече, пассивная мобилизация оперированного плеча начинается со дня операции с физиотерапевтом и проводится два раза в день с физиотерапевтом и 4 раза в день самим пациентом весь период госпитализации (см. раздел "Реабилитация"). Применение пакетов со льдом на плече после "открытой операции" еще более необходимо чем после артроскопической хирургии, чтобы уменьшить послеоперационную боль, которая в любом случае облегчается начиная со следующего дня после операционного вмешательства.

2. Два разных метода операций на плече.

Хирургическая процедура может быть сделана либо через небольшие разрезы кожи от 2 до 4 мм с контролем с помощью монитора и изображения через микрокамеру, внедренную в плечо (артроскопическая хирургия), или разрез кожи на несколько сантиметров, и открытие мышечной оболочки (открытая хирургия).

Мы практикуем артроскопические операции на плече с 1990-х годов, когда познакомились с этой техникой в США...

• Революционный для конца 1980-х принцип представляет собой очень точное техническое движение внутри плеча, контролируемое благодаря изображению с микрокамеры в плече, которое посылается на телевизионный экран перед хирургом.

mobilisation post-opératoire immédiate

• Насосом постоянно вводится и выводится стерильный физиологический раствор, давление и расход которого хирург может настроить по своему желанию для улучшения обзора ткани в плече.
  • Для этой артроскопической микрохирургии используются определенные инструменты, размер которых не превышает 5 мм.
  • Преимуществами артроскопической микрохирургии плеча признаны:
  • Там нет, теоретически, никакого риска заражения, так как постоянное действие стерильного физиологического раствора, который предотвращает попадание микробов, непрерывно промывая плечо.
  • Послеоперационные боли слабые, так как открытие мышц плеча не производилось.
  • Эстетические преимущества: шрамы размером 3-4 мм практически невидны.
  • Мы проводим 80% наших операций методом артроскопии (см. раздел "Реабилитация"):
  • Удаление кальцификаций вращающей манжеты плеча
  • Удаление выступающего акромиального конца у вращающей манжеты плеча
  • Заживление разрыва вращающей манжеты плеча
  • Рассечение сращений при массивном и необратимом разрыве вращающейся манжеты плеча с тенотомией дегенеративной длинной головки бицепса
  • Восстановление связок при поражении Банкарта у спортсменов

Мы оперировали наших пациентов «открытым методом хирургии» с 1986 по 1992 год, пока артроскопическая микрохирургия плеча ни стала надежным и воспроизводимым методом.

"Открытые" операции на плече по-прежнему представляют около 20% нашей хирургической практики.

• Риск послеоперационной инфекции существует всегда. Задача бригады хирургов в операционном блоке, бригады врачей в блоке плеча и в учреждении в общем - это снижение риска инфекции до нуля. Необходимо иметь в виду, что риск послеоперационной инфекции увеличивается у некоторых пациентов с медицинской предысторией: плохо контролируемым диабетом, инфекции мочевыводящих путей, плохой гигиены полости рта, прыщавой кожей.
  • Непосредственные послеоперационные боли теперь полностью контролируются сочетанием эффективных терапевтических средств: противовоспалительные препараты и применение морфина из помпы периодически; анальгетики, пассивная мобилизация сразу после операции и пакеты со льдом на плечо систематически.
  • Состояние рубца всегда привлекает наше внимание. Но знайте, что рубец "делается" пациентом... например, пациент с синдромом Моркио (повышенная пластичность суставов) имеет проблемы с формированием рубцов.
  • Мы используем метод "открытой хирургии" сегодня для трех типов патологии плеча (см. раздел "Реабилитация"):
  • Большинство нестабильных плеч у спортсменов (предыдущие рецидивирующие вывихи и подвывихи).                                                                           Мы проводим "открытым способом" то, что мы называем тройной фиксацией плеча (кости, мышцы и связки), которая также называется "измененная операция Бристоу-Латаржэ". Эта операция, очень аккуратная, позволяет полностью вернуть спортсмену подвижность и возобновить занятия спортом без риска переднего вывиха и подвывиха.
  • При примитивном центральном омартрозе требуется имплантация "анатомического" общего плечевого протеза", который работает в сочетании с сухожилиями вращающей манжеты плеча, этим "двигателем" протеза.
  • Эксцентрический омартроз с обширным и необратимым разрывом вращающей манжеты плеча требует имплантации полного "обратного" протеза плечевого сустава, который работает через дельтовидную мышцу в связи с исчезновением вращающей манжеты плеча.

Реабилитация, послеоперационный период и функциональные результаты после каждого вида хирургического вмешательства, артроскопическая микрохирургия или открытый метод, описаны в разделе "Реабилитация". Функциональные результаты после операции на плече, показаны в разделе «Результаты».